7+

Сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад "Сайзанак" пгт Каа-Хем мунициального района "Кызылский кожуун" РТ.

Нормы профессиональной этики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Сайзанак» пгт Каа-Хем

 

Согласовано                                                                              Утверждена

на педагогическом совете                                                       приказом №8/3

01.03.2016г.                                                                               от 01.03.2016г.

Протокол №5                                                                            заведующей ДОУ

ПОЛОЖЕНИЕ

О нормах ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКи

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МБДОУ «Детский сад «Сайзанак» пгт КАа-Хем

пгт Каа-Хем 2016

  1. Общие положения
    • Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сайзанак» пгт Каа-Хем (далее –ДОУ) разработано на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников, указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
    • Настоящее Положение дополняет правила, установленные законодательством Российской Федерации об образовании.
    • Положение представляет свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях советской и российской школы, а также на международных стандартах и правилах педагогической деятельности, которым надлежит руководствоваться всем педагогическим работникам независимо от занимаемой ими должности и который является профессионально-нравственным руководством, обращённым к сознанию и совести каждого педагогического работника МБДОУ. Это инструмент, призванный помочь педагогическим работникам ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования.
    • Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.
    • Настоящее Положение служит целям:

— повышения доверия граждан к МБДОУ;

— установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;

— содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников МБДОУ;

— регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;

— воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующего нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

  • Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.
  • Знание и соблюдение норм настоящего положения является нравственным долгом каждого педагогического работника МБДОУ и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.
  • Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Положения, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника МБДОУ поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Положением.
  • Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в МБДОУ, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в МБДОУ.
  1. Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью
    • Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
    • В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:

— законность;

— объективность;

— компетентность;

— независимость;

— тщательность;

— справедливость;

— честность;

— гуманность;

— демократичность;

— профессионализм;

— взаимоуважение;

— конфиденциальность.

  • Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

— оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;

— исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МБДОУ;

— исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как МБДОУ в целом, так и каждого педагогического работника;

— осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;

— не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

— соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

— исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

— уведомлять администрацию МБДОУ обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты;

— проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;

— проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

— придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на МБДОУ социальных функций;

— принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

— быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;

обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;

— поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;

— не терять чувство меры и самообладания;

— соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать — использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;

постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;

— поддерживать порядок на рабочем месте;

— соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.

  • Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:

— ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;

— грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;

— содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;

— логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;

— доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;

— лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;

— уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

  • В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:

— поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету МБДОУ;

— пренебрежительных отзывов о деятельности своего МБДОУ или проведения необоснованных сравнений его с другими МБДОУ;

— преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;

проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

— любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, — социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

— высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определённых социальных, национальных или конфессионных групп;

— резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;

— грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

— угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

— поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.

  • Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
  • Во время проведения занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.
  • При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учёт интересов МБДОУ в целом.
  • Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в комиссию МБДОУ по профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.
  • Педагогический работник имеет право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.
  1. Обязательства педагогических работников перед воспитанниками
    • Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками:

— признают уникальность, индивидуальность и определённые личные потребности каждого;

— сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;

стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;

— выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;

— при оценке поведения и достижений воспитанников стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;

— проявляют толерантность;

— защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;

— осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;

— прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;

вселяют в них чувство, что они являются частью взаимно посвящённого общества, где есть место для каждого;

— стремятся стать для них положительным примером;

— применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;

— гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический и религиозный инструмент.

  • В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники обязаны воздерживаться от:

— навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;

— оценки их личности и личности их законных представителей;

— предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;

— предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей воспитанников;

— отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические недостатки воспитанников, а также из-за отсутствия времени для объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо провести индивидуальную работу с воспитанником в удобное для обеих сторон время;

— проведения на занятиях явной политической или религиозной агитации;

— употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей;

— курения в помещениях и на территории МБДОУ.

  1. Обязательства педагогических работников перед законными представителями воспитанников
    • Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников должны:

— помнить, что большинство обратившихся законных представителей воспитанников, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависят их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе МБДОУ в целом;

— начинать общение с приветствия;

— проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;

выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;

— относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;

— высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;

— выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;

— разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;

— принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).

  • В процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников педагогические работники не должны:

— заставлять их необоснованно долго ожидать приёма;

— перебивать их в грубой форме;

— проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;

— разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;

— разглашать высказанное воспитанниками мнение о своих законных представителях;

— переносить своё отношение к законным представителям воспитанников на оценку личности и достижений их детей.

  • Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в воспитании их ребёнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.
  • Рекомендуется не принимать на свой счёт обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.
  • В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
  1. Обязательства педагогических работников перед коллегами
    • Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

— поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути;

— поддерживают и продвигают их интересы;

— помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами МБДОУ.

  • В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:

— пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;

— предвзятого и необъективного отношения к коллегам;

— обсуждения их недостатков и личной жизни.

  1. Обязательства педагогических работников перед администрацией МБДОУ
    • Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.
    • В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.
  1. Обязательства администрации МБДОУ перед педагогическими работниками
    • Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в МБДОУ благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
    • Делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.
    • Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников.
    • Представителям администрации следует:

— формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;

— быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения;

— помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

— регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;

— пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;

— обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;

— способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности МБДОУ с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников;

— оставаться скромным в потребностях и запросах, как на работе, так и в быту.

  • Представитель администрации не имеет морального права:

-перекладывать свою ответственность на подчинённых;

-использовать служебное положение в личных интересах;

-проявлять формализм,  высокомерие, грубость;

— создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;

— обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей;

— предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений;

— демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;

— умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.

  1. Ответственность за нарушение настоящего Положения
    • Нарушение требований настоящего положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечёт моральное воздействие либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

 

 

норма педраб Сайзанак